• Размер шрифта по умолчанию
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Родителям О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Введение в общеобразовательных школах учебных курсов духовно-нравственной направленности переориентирует целеполагание школьного обучения со знаниевой парадигмы на воспитательную. Формируя единое воспитательное пространство России, государство обращается к традиционным духовно-нравственным ценностям российского общества – в общеобразовательных школах вводится комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики».

После десятилетий господства официального атеизма и гонений на церковь и верующих в нашей стране религия и религиозные организации возвращаются в общественную жизнь России. Сегодня религиозная вера в ее разных проявлениях, включая богослужения, обряды и праздники, паломнические поездки и т. д., составляет важнейший компонент внутреннего мира и повседневной жизни многих россиян. На историко-религиозной тематике основаны классические страницы мировой и отечественной культуры. Без их знания культурно-образовательный багаж человека становится ущербным.

Религия во многих своих аспектах не разделяет основы естественно-научного знания и даже противоречит ему. Тем не менее она сама является формой познания духовных основ жизни и источником гуманитарного знания. Это знание необходимо для воспитания гармоничной, нравственной и инициативной личности, ответственного гражданина. Духовно-нравственное воспитание обучающихся в школе в значительной мере включает нравственные нормы и заповеди, на которых основаны традиционные для России мировые религии. Прежде всего это православие как важнейшая форма восточного христианства, которое существует в нашей стране издавна, наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом.

Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании религиозным знаниям и предписаниям. Человечество и каждое отдельное сообщество людей, особенно в рамках государства, этнической, социальной, профессиональной или местно- региональной общности постоянно вырабатывало поведенческие нормы и морально-нравственные критерии, помогавшие организовывать мирную и солидарную жизнь людей, предотвращать и разрешать конфликты, сдерживать негативные чувства, эмоции и действия. Эти нормы включают не только права и законы, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально- нравственных норм.
Этика — это не только выработанный вековой традицией этикет поведения человека по отношению к старшим, страдающим, близким, нормы поведения в общественных местах и коллективах и т. д. Этика- наука о морали и нравственности, которая берет истоки в опыте жизни и античной философии, пытающейся понять природу человека. Если религиозные устои менее изменяются во времени, то этика носит общественно-исторический характер. Она обусловлена в значительной мере характером устройства общества, социальными отношениями, системой власти, условиями жизни людей. Этические нормы в нашей стране претерпели серьезный кризис как в советское время, так и после распада СССР и образования новой России. Глобализация плохо организованной рыночной экономики, внутренние распри и конфликты привели эрозии к эрозии духовно-нравственных начал в российском обществе, негативно сказались на системе образования и воспитания. Наконец пришло осознание того, что развитие страны, ее подлинная модернизация и само существование российского народа невозможны без духовно-нравственного компонента как основы национального самосознания.


Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

1. Нормативно-правовая основа курса: Конституция Российской Федерации,
законы Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Поручение Президента Российской Федерации от 02 августа 2009г. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
2. Курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
В рамках преподавания комплексного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним.
Содержание модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Преподавание светской этики основывается на общих для всех россиян гражданских нравственных ценностях и нормах.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определенного модуля для обучения своего ребенка.
4. Учебный курс ОРКСЭ рассчитан на 34 часа (4 класс).
5. Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» разработаны для 4 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса.
6. В новых стандартах не закрепляется обязательный минимум содержания образовательных программ, но устанавливаются требования к структуре этих программ, условиям их реализации и результатам освоения. Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.
7. Образовательному учреждению, школьному округу, муниципальному образованию рекомендуется в период апробации курса сформировать методические объединения из учителей, преподающих разные модули курса.
8. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
9. Вести курс могут исключительно педагоги с необходимой квалификацией, прошедшие соответствующую подготовку (курсы повышения квалификации).
10. Курс ОРКСЭ и в целом образовательный процесс в общеобразовательном учреждении не предусматривает включение в программу посещения религиозных организаций (культовых сооружений). Специфика данных сооружений может демонстрироваться обучающимся на уроке в фото/видео/аудио формате.
В случае особой необходимости (например, содержащиеся уникальные экспонаты духовной культуры и традиции) такое посещение в рамках комплексного курса может быть организовано при согласии родителей (законных представителей) каждого обучающегося и при соответствующем согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (пункт 5 статья 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
11. Подготовка учителей будет проходить в два этапа. На первом этапе на базе Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» будет проведено обучение учителей – тьютеров (500 человек из 62 регионов, 1 группа: с 24 по 30 октября 2011 года. 2 группа: с 11 по 17 ноября 2011 года). На втором этапе тьютеры, успешно прошедшие обучение в Федеральном институте развития образования, будут вести подготовку учителей в регионах.
12. В условиях нормативного подушевого финансирования школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены.


Родители обучающихся 4-х классов совместно с ребятами выбрали для изучения в 2013-2014 учебном году модуль – «Основы православной культуры».

Смотрите: Фотоальбом