• Размер шрифта по умолчанию
  • Увеличить размер шрифта
  • Уменьшить размер шрифта
Одаренные дети Одаренные дети Программа "Одаренные дети"

Программа "Одаренные дети"

Программа "Одаренные дети"

Актуальность разработки Программы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения.
В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников  конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Школа по итогам проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады по количеству призовых мест стабильно в течение нескольких лет занимает 4 место, хорошие результаты  наши обучающиеся показывают на региональном этапе,   в 2010, 2011году ученица 11 класса Лебедева Анастасия становится призером регионального этапа олимпиады по русскому, английскому языку, обществознанию.   
Так же   увеличивается интерес  детей к занятиям исследовательской деятельностью.  Наблюдается увеличение числа  участников  городской научно-практической конференции.   Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы городских и   краевых научно-практических конференциях.
Учащиеся школы принимают участие в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня:
- во всероссийской олимпиаде школьников (школьный, муниципальный, региональный этапы);  
- в международных конкурсах-играх по математике  "Кенгуру", «Кенгуру выпускникам»,  по русскому языку "Русский медвежонок",  по истории "Золотое руно", по информатике «КИТ», по английскому языку «Английский бульдог»;
- в городской олимпиаде по информатике 3-4, 5-11 классы;
- в городской олимпиаде по основам военной службы, 10-11 классы;
- в городской олимпиаде по ОБЖ;
- в городских олимпиадах по русскому языку, математике  для учащихся 4-х классов;
- в городском интеллектуальном марафоне учащихся  3-4х классов;
- в городской игре для учащихся 4-х классов «Умники и умницы»;  
- в городской НПК «Первые шаги в науку» 1-5 классы;
- в городской НПК «Культура.Интеллект.Наука», 6-11 класс;
- в городском конкурсе проектов;
- в краевых Курчатовских чтениях;
- во всероссийском конкурсе «Инфознайка»;
- во всероссийском интеллектуально-творческом конкурсе «Познание. Творчество».
Для развития спортивной, творческой одаренности детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы:
- соревнования  по туризму;
-   спортивные игры  "Президентские состязания", «Школьная спортивная лига»;
-   фестиваль хорового пения;
-   творческие фестивали  и конкурсы и др.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность класси­фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные стра­хи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окру­жающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему во­круг них.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
·  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
·  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы:

- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

- изучение факторов целенаправленного психо­лого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному раз­витию индивидуальности каждого субъекта педагогического про­цесса;

- совершенствование системы подготовки учителей  через   педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Формы работы с одаренными учащимися:
·          групповые занятия с одаренными учащимися;
·          факультативы;
·          конкурсы;
·          курсы по выбору, элективные курсы;
·          участие в олимпиадах;
·          работа по индивидуальным планам;
·          занятия в профильных классах
·          интеллектуальные марафоны и др.

Этапы реализации

1 этап: диагностико- прогностический (мониторинг одаренности).

Создание:  банка данных по одаренным детям;  банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;  рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:
- диагностических мероприятий по  выявлению одаренности;
- системы дополнительного образования;
-   внеклассной работы по предмету;
-  профессиональных проб;
- обучение педагог работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
2 этап: основной
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- использование метода проектов;
- учет индивидуальных достижений обучающихся;
-  переход на систему портфолио;
-  проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
-  выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и  педагога-психолога.
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.3. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, курсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования (ДЮСШ, ДЭБЦ, ГДТ и т.д.).

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента учебного плана с учетом склонностей и запросов  учащихся через формирование факультативов, элективных курсов, кружков.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах.
3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на  2010 -2013 гг.


Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика одаренных детей

октябрь
ежегодно

Гринько Т.В.

2.

Проведение совещания по результатам диагностирования способных учащихся

Ноябрь
ежегодно

Гринько Т.В.

3.

Расширение сети курсов по выбору, элективных курсов  с учетом  способности и запросов учащихся

Май,
ежегодно

Администрация

4.

Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

Август, ежегодно

Брусиловская Е.Н.
Руководители предметных ШМО

5.

Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

2010-2013

Брусиловская Е.Н.
Гринько Т.В.

6.

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

2010-2013

Брусиловская Е.Н.
Гринько Т.В.
Классные руководители

7.

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя – предметники разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения:
- разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

постоянно

Гринько Т.В.
Учителя-предметники

5.

Организация и проведение школьных олимпиад.

Октябрь
ежегодно

Брусиловская Е.Н.

6.

Участие в городских, краевых олимпиадах

Ноябрь-январь  
ежегодно

Брусиловская Е.Н.

7.

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

Май,
ежегодно

Администрация

8.

Пополнение банка педагогической информации по работе с одаренными детьми

Постоянно

Брусиловская Е.Н.

9.

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Постоянно

Учителя-
Предметники
Администация

11.

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

2011 г.

Администрация

12.

Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей

С 2010 г.

Зарецкая Е.А.

13.

Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных  учащихся в различные образовательные учреждения дополнительного образования города, края, России

Постоянно

Поддубецкая Н.Н.

14.

Анализ возможностей школы для углубленного изучения предметов

Постоянно

Брусиловская Е.Н.

15.

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

Ежегодно
май

Брусиловская Е.Н.
Зарецкая Е.А.

16.

Обобщение опыта работы учителей, работающих  с одаренными детьми

Ежегодно

Брусиловская Е.Н.

17.

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2010-2013

Брусиловская Е.Н.

18.

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2010-2013

Брусиловская Е.Н.
Зарецкая Е.А.
Поддубецкая Н.Н.

19

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

Ежегодно

Брусиловская Е.Н.
Безруких О.Ю.

 

 

 

Утверждаю
Директор МОУ СОШколы № 98
______________И.В.Рыженков

План работы
с одаренными детьми МОУ   СОШколы № 98
на 2010-2011 учебный год


Сроки

Мероприятия

Ответственные

 

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей

Рук. МО, зав. по УВР

Изучение интересов и склонностей обучающихся

Психолог

Составление списка детей   каждой предметной  области

Руководители ШМО

Октябрь

Проведение школьного тура  всероссийской олимпиады

учителя-предметники, зам по УВР

Декада естественных наук

руководитель МО, учителя-предметники

Неделя иностранного языка

руководитель МО, учителя-предметники

Школьный интеллектуальный марафон «Вопрос-ответ» 6-8 кл.
Школьный интеллектуальный марафон 9-11 кл.

руководитель МО, учителя-предметники

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество»

учителя-предметники, зам по УВР

Сетевой проект «Вода»

Учителя биологии, химии

Ноябрь

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

Зам.директора по УВР

Городской интеллектуальный марафон 6-8, 9-11 кл.

руководители МО, учителя-предметники

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех»

учителя русского языка и литературы

Всероссийский игровой конкурс «КИТ – компьютеры, информатика, графика»

Учитель информатики

Интеллектуальный марафон 3-4 классы

Учителя нач. классов

Городская игра «Умники и умницы» 4 классы

Учителя нач. классов

Семинарское занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Зам.директора по УВР

Неделя информатики

Учителя информатики

Декабрь

Муниципальный этап всероссийской олимпиады

Зам.директора по УВР

Издание номера школьной газеты об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады

Зам.директора по ВР

Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

учителя-предметники

Городской конкурс чтецов

Учителя литературы

Международная игра-конкурс «Английский бульдог»

Учителя иностранного языка

Январь

Городская олимпиада по русскому языку 4 классы

Учителя нач. классов

Международная игра-конкурс «Кенгуру-выпускникам»

Учителя математики

Городская олимпиада по информатике

Учителя информатики

Городской сетевой проект

 

Проведение психологических тренингов с одаренными детьми (Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности, психорегуляции, творческого саморазвития)

Психолог

Февраль

Месячник Спортивно-массовой работы

Учителя физической культуры

Неделя русского языка и литературы

Учитель русского языка

ГНПК «Я познаю мир», 1-4 классы

Учителя нач.школы

ГНПК «Юность, наука, культура» 6-11 классы

Учителя-предметники

ГНПК «Культура. Интеллект. Наука» (гуманитарный цикл) 6-11 классы

Учителя- предметники

Международная игра-конкурс «Золотое Руно»

Учитель истории

Городская олимпиада по математике 4 классы

Учителя нач.школы

Городская викторина по основам военной службы

Преподаватель ОБЖ

Неделя туризма

Преподаватель ОБЖ

Март

Неделя профориентации

Зам.директора по ВР
психолог

Международная игра-конкурс «Кенгуру»

Учителя математики

ГНПК «Первые шаги в науку»

Учителя-предметники

ГНПК «Культура. Интеллект. Наука» 6-11 класс

Учителя-предметники

Апрель

 

Городской конкурс «Своя игра» 3 классы

Учителя нач.классов

Городская олимпиада по ОБЖ

Преподаватель ОБЖ

Городской конкурс «Парад проектов»

Учителя-предметники

Фестиваль творчества

Классные руководители

Неделя предметов художественно-эстетического цикла

Зам.директора по ВР, учителя

Конкурс «Через сказку к звездам», «Мой край столь милый для меня»

ИЗО- студия

Участие в конкурсе хоровых и хореографических коллективов

Вокально-хоровая студия и хореографический ансамбль

Неделя технологии

Учителя технологии

Май

Неделя истории  и обществознания

Учителя истории и обществознания

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года

Зам.директора по УВР

В течение года

Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы

Учителя-предметники

Мониторинг состояния здоровья одаренных детей

Врач, зам.директора по УВР

 

Участие в творческих конкурсах

Педагоги доп. образования